Хотя это предложение будет носить рекомендательный характер, табачные компании опасаются, что оно, как и прежние рекомендации РКБТ, в будущем обретет законодательный статус для стран—участниц конвенции. В России в этом случае под ударом окажется более 40% всех сигарет.
Конференция сторон РКБТ пройдет с 7 по 12 ноября в индийском Дели, но подготовка к ней уже идет. В распоряжении "Ъ" оказались материалы проекта доклада одной из рабочих групп конференции, в которых содержатся рекомендации, касающиеся регулирования состава и формата табачной продукции. Одной из таких рекомендаций является рассмотрение вопроса о введении запрета или ограничений на использование элементов дизайна табачных изделий, усиливающих их привлекательность. В числе таких элементов называется уменьшение диаметра сигарет (форматы slims, super slims, ultra slims), помещение капсул внутри фильтра, которые выделяют аромат после их смятия.
В документе отмечается, что рабочая группа обеспокоена постоянной модификацией табачных изделий с целью сделать их более привлекательными для потребителей. "Исследования показали, что характеристики изделий или элементы дизайна... могут вводить в заблуждение курильщиков и потенциальных потребителей и оказывать влияние на их восприятие, знания и отношение к употреблению табака",— отмечается в проекте доклада. В качестве примера там приводятся сигареты slims, которые "используются табачной промышленностью для охвата женской части населения, и их маркетинг нацелен на укрепление стереотипной ассоциации курения со стройной внешностью".
Менеджер одной из табачных компаний отмечает, что на протяжении последних пяти лет наблюдается копирование рекомендаций РКБТ в законодательство РФ.
Так, например, курение в общественных местах было рекомендовано к запрету в 2007 году, полный запрет рекламы и спонсорства — в 2008-м, и в 2013 году эти нормы вошли уже в российское законодательство.
Согласно имеющимся у "Ъ" данным Nielsen, общая доля всех тонких сигарет на российском табачном рынке в последние годы стремительно росла: если 2013 году на нее приходилось 24,3%, то теперь — уже 40,6%. "Если такая инициатива станет частью антитабачного закона, то сильнее всех пострадает корейская KT&G, открывшая в 2010 году собственный завод в России, на котором выпускает только формат slims",— говорит главный редактор отраслевой медиагруппы "Русский табак" Максим Королев. В KT&G (марка Esse) вчера не ответили на запрос "Ъ". Nielsen оценивает долю тонких сигарет в ее российском портфеле в 99,2%. У компании JTI (Winston) она составляет 41,9%, "БАТ Россия" (Vogue) — 41,4%, Philip Morris International (PMI, Parliament) — 38,7%, Imperial Tobacco Group (ITG, Davidoff) — 20,1%. По данным ITG, формат тонких сигарет сегодня больше популярен в Азии или отдельных регионах России, в частности на юге. "Важно отметить, что формат slims — это сигареты, которые традиционно пользуются популярностью не только среди женщин, но и среди мужчин. В особенности такой тренд характерен для Кавказского региона",— говорит представитель компании.
Гендиректор группы "Агроком" (в нее входит "Донской табак") Сергей Сапотницкий находит нелогичными выводы авторов доклада рабочей группы РКБТ: "Если преследуется цель снижения потребления табачной продукции, то в тонких форматах как раз меньше сырья, чем в стандартных сигаретах". В JTI называют бездоказательными утверждения ВОЗ о том, что элементы дизайна, такие как тонкие сигареты или сигаретные фильтры с капсулами, способствуют распространению курения. Такого же мнения придерживаются в PMI: там считают, что часть совершеннолетних потребителей переключится на сигареты стандартных форматов, а для тех, кто не захочет менять свои предпочтения, достаточно быстро сформируется предложение на нелегальном табачном рынке. В "БАТ Россия" полагают, что любой запрет тех или иных видов табачной продукции "должен основываться только на убедительных научных данных о том, что их использование действительно увеличивает риск для здоровья либо делает сигареты более привлекательными для несовершеннолетних".
Со стороны России в деятельности рабочей группы РКБТ участвует Минздрав, который в настоящее время разрабатывает новую концепцию противодействия потреблению табака на 2016-2020 годы (см. "Ъ" от 31 мая). Директор департамента общественного здоровья и коммуникаций Минздрава Олег Салагай говорит, что предложения рабочей группы РКБТ будут внимательно изучены после их поступления в министерство, "до их получения давать им оценку вряд ли корректно".
Футболки любимому мужу на 14 февраля Футболка тянущийся ребенок
Комментариев нет:
Отправить комментарий