суббота, 19 марта 2016 г.

Турция и Украина приблизились к Шенгену

Саммит Евросоюза, собравший в Брюсселе всех европейских лидеров, дал им возможность на полях основных переговоров провести еще более десятка встреч — причем дополнительная программа была настолько продолжительной, что датский премьер вчера утром успел слетать по делам на родину, а затем вернуться к финальному общему заседанию. Ряд встреч с ведущими европейскими политиками успел провести и президент Украины Петр Порошенко. В четверг в ходе своего визита в Брюссель он передал председателям Европарламента и Евросовета свой "список Савченко" — предложения по введению индивидуальных санкций в отношении граждан России, причастных к делу украинской летчицы Надежды Савченко, о принятии которых, впрочем, в Брюсселе пока говорить не готовы. "Мы провели очень эффективные переговоры в направлении безвизового режима и достигли договоренности о том, что в апреле будут внесены законодательные предложения в Евросовет и Европарламент о предоставлении Украине безвизового режима в середине года",— поделился президент Порошенко вчера результатами встречи.

Вопросы безвизового режима с европейскими партнерами обсуждал вчера и премьер Турции Ахмет Давутоглу. "Мы договорились об открытии новой главы на переговорах по вступлению Турции в ЕС, посвященной бюджетной и финансовой политике",— заявил он на итоговой пресс-конференции, объявив, что турецкая сторона рассчитывает перейти к безвизовому режиму со странами ЕС в июне текущего года. Кроме того, как сообщило вчера агентство Reuters, Евросоюз пообещал ускорить выделение Анкаре €3 млрд на урегулирование миграционного кризиса с возможностью удвоить эту сумму к концу 2018 года.

Турция, в свою очередь, взяла на себя обязательства принимать обратно нелегалов, пытающихся бежать в Грецию через Эгейское море.

Возврат будет производиться по системе "один на один": за каждого возвращенного в Турцию (на европейские средства) нелегального мигранта Евросоюз заберет из Турции одного легального беженца. При этом легальным беженцем будет считаться мигрант, прибывший в Турцию и отвечающий критериям конвенции ООН о защите беженцев (чаще всего это выходцы непосредственно из зон военных конфликтов), а нелегальным — любой, кто попробует из "безопасной" Турции бежать дальше, в европейские страны.

Предварительно стороны одобрили обмен 72 тыс. "возвращенцев" на 72 тыс. беженцев, которых дополнительно примет Евросоюз. Однако очевидно, что эти квоты еще придется увеличить. Соглашение должно вступить в силу в это воскресенье, но уже вчера турецкие СМИ сообщили о задержании турецкой стороной около 1,6 тыс. человек, стремившихся бежать из Турции в Грецию.

Конечно, на фоне кризиса Евросоюз проявляет себя более сговорчивым, однако Украина — это одна история, Турция — другая: в отличие от Украины, Турция является менее предпочтительным источником рабочей силы для европейских стран, хотя и исторически более знакомым,— пояснил "Ъ" Тимофей Бордачев, директор центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ.— Так что я полагаю, что уже к концу года ЕС может согласиться предоставить безвизовый режим Украине, но Турции — вряд ли.

Впрочем, многие эксперты уже сейчас заявляют, что достигнутые соглашения — лишь первый шаг на пути к решению миграционного кризиса. Напомним, только за прошлый год в страны Евросоюза за убежищем обратились более 1,2 млн человек, и в этом году их число может оказаться не меньше. Однако принимать новых беженцев многие страны ЕС категорически отказываются. Как отметила же вчера в интервью агентству BNS президент Литвы Даля Грибаускайте, соглашение с Турцией не означает увеличения квот на прием беженцев в отдельных странах-участницах. "По-прежнему самый большой вопрос — как реализовать это соглашение",— заявила она. Напомним, в 2015-2016 году Литва согласилась принять по европейской квоте всего 1105 беженцев.

Галина Дудина, Михаил Коростиков


Комментариев нет:

Отправить комментарий