Две компании, постоянно оспаривающие лидерство на российском рынке смартфонов, вновь поменялись местами по выручке. По итогам продаж в июне-июле Apple потеснила Samsung, правда, преимущество составило всего 1,1% (по числу проданных смартфонов Samsung сохранил лидерство). Участники рынка считают, что Apple закрепится на первом месте по итогам третьего квартала. Этому способствует популярность восстановленных iPhone 5S, а также замедление продаж Samsung, пострадавшей из-за "ценовой войны" МТС с "Евросетью" и "Связным".
О том, что на рынке смартфонов сменился лидер по выручке, "Ъ" сообщили представители нескольких ритейлеров. С 1 июня по 2 августа доля Samsung в общей выручке рынка упала с 32,1% до 24,1%. Показатель Apple в то же время вырос с 20,4% до 25,2%. В этот период компания вернула себе первое место по выручке: после того как Apple обогнала Samsung по объему продаж в 2014 году, южнокорейская компания брала реванш по итогам второго квартала. Еще в начале июня Samsung по выручке имел максимальный отрыв от Apple — больше 11 процентных пунктов (п. п.). За два месяца ситуация в корне изменилась: все производители, кроме Samsung, либо сохранили свою долю, либо нарастили ее. Так, Lenovo увеличила показатель с 7,9% до 9,7%.
Apple помогло то, что ее главный конкурент оказался между молотом и наковальней в ценовой войне на рынке мобильных устройств. Ситуация обострилась в июне, когда МТС объявила о разрыве отношений со "Связным". Оператору не удалось приобрести ритейлера: контролирующим акционером зимой стал бизнесмен Олег Малис, брат президента "Евросети" Александра Малиса. "Евросетью", напомним, владеют "МегаФон" и "Вымпелком" на паритетных началах. МТС решила с помощью демпинга нагнать посетителей в свою розничную сеть, снизив цены на Samsung. Это не устраивало Samsung, но южнокорейский производитель продолжил отгрузки товара в МТС, чем разозлил "Евросеть", "Связной", "МегаФон" и "Вымпелком". С июня четыре компании отказались закупать смартфоны и планшеты Samsung, объяснив свое решение неудовлетворенностью качеством и коммерческими условиями.
В апреле Samsung импортировала ровно то количество продукции, которое могло быть продано в обычных рыночных условиях, рассказал "Ъ" глава Samsung Mobile в России Аркадий Граф. Но в результате демпинга в июне появился дефицит, который и привел к снижению доли.
"В течение июля мы привезли недостающие объемы товара, на полках магазинов он уже появился. По нашим внутренним данным, продажи Samsung на прошлой неделе были выше рынка, что говорит о вновь растущей рыночной доле",— уверен он. По данным, которые привели ритейлеры, с 27 июля по 2 августа падение доли Samsung сменилось ростом на 0,4 п. п. Рано говорить о тенденции, скептичны в "Связном": "Небольшое изменение доли вверх — обычные рыночные колебания, которые происходят постоянно с разными брендами и могут быть вызваны, например, усилением рекламной активности". У ритейлеров есть остатки устройств Samsung, их надо распродать, что и делается, сказал президент "Евросети" Александр Малис. "Продукция Samsung за последние три месяца сильно подешевела, до 20%. Если товар дешевеет, а его продажи уменьшаются, то это говорит о том, что с товаром что-то не так",— рассуждает господин Малис. Если компания не решит вопросы, которые ставит перед ней рынок — прежде всего, вопрос брака,— ситуация будет усугубляться, считает он.
Рост доли Apple в "Связном" объяснили спросом на iPhone 6 и iPhone 6 Plus в крупнейших городах, а также популярностью в регионах iPhone 5S модификации "как новый". Речь идет об отремонтированных на заводе iPhone 5S, продающихся с дисконтом; о высоком потенциале этих устройств сообщали и в "М.Видео". Apple может стать лидером и по итогам третьего квартала, полагает представитель "Эльдорадо" Юлия Завьялова. "Это вполне вероятно — за счет восстановленных iPhone 5S, поставки которых возобновились",— считает она. Восстановленные iPhone 5S очень популярны в России и Африке, именно они позволили заметно укрепить позиции Apple в этих регионах, подтверждает руководитель проекта Hi-Tech Mail.Ru Дмитрий Рябинин. По его мнению, следующее поколение iPhone будет заметно дороже, это ограничит его популярность на нашем рынке, но повысит среднюю маржинальность смартфонов Apple. "При умеренном колебании курса цена на iPhone следующего поколения в России может впервые достигнуть 100 тыс. руб. Это будет удачным дополнением к более массовому iPhone 5S",— заключает господин Рябинин.
В "Эльдорадо" прогнозируют, что по итогам 2015 года в России будет продано 25 млн смартфонов. Таким образом, рынок сократится на 15% в штуках, а в деньгах останется без изменений или вырастет максимум на 5%. По данным "Связного", в 2014 году рынок смартфонов в России составил 227 млрд руб. Исходя из прогноза "Эльдорадо", в текущем году рынок может вырасти до 238 млрд руб.
Комментариев нет:
Отправить комментарий